Н.М. Смирнова

Культура общения как социальный и личностный феномен

 

В настоящее время наблюдается повышенный  интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен, на наш взгляд, повышением самоценности общения в современной действительности. Научно-технический прогресс, развитие средств массовой коммуникации и информации, процесс урбанизации приводят к невиданному ранее расширению контактов между людьми и  превращают общение в специфическую деятельность, выступающую в качестве условия и подсистемы практически любой предметной деятельности.

Вопросы межличностных отношений, человеческих коммуникаций стали объектом пристального внимания представителей различных наук: философии, культурологии, психологии, языкознания, педагогики и др. Каждая наука исследует свое проблемное поле общения.

С нашей точки зрения, первоначальным и центральным понятием среди всех прочих, характеризующих общение человека, является лкультура общения╗.

Поиск его смыслового значения зиждется на определении точек пересечения двух ее основополагающих понятий Ц  культуры и общения.

Культура (от лcultūra╗ Ц лвозделывать, обрабатывать╗) как сложный феномен не имеет однозначного  толкования и предстает у различных авторов в виде совокупности материальных и духовных ценностей,  лвторой╗ природы, человеческого мира,  результата и/или способа человеческой деятельности, системного качества общества  и др. 

В антропологии культура Ц это образ жизни, которому следует община или племя; социологическое обозначение для наученного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей.  В социологии под культурой понимают общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. 

Мы опираемся на понимание культуры, предложенное Л.Н. Коганом, в котором подчеркивается двойственность культуры: с одной стороны, культура Ц мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей, с другой Ц качественная характеристика человеческой деятельности, показывающая лнасколько последняя (в любой сфере) выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам╗ [9, С. 55].

Материальные и духовные ценности культуры, созданные предшествующими поколениями общающихся индивидов, представляют для живущих сейчас практическую ценность. В этих ценностях содержатся одновременно нравственно сущее и нравственно должное, определяющие правила общения людей друг с другом.

Культура Ц это достояние общества в целом, и, говоря о культурных нормах общения, в первую очередь необходимо отталкиваться от общечеловеческих ценностей. Общественной формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии является мораль. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое. Характерные особенности морали Ц объективность, общезначимость, необходимость.  В середине первого тысячелетия до нашей эры возникает фундаментальное правило нравственности Ц лзолотое правило╗: л(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе╗.

Мораль (этика) общения Ц это совокупность гуманистических норм, ценностей, принципов отношений между людьми. В качестве норм человеческих отношений гуманизм утверждает уважение достоинства личности, принципы равенства, справедливости, человечности. В системе ценностных ориентаций нравственные привычки, потребности, чувства, убеждения являлись и являются важнейшими мотивами поведения человека.

Этикет (от фр. лetiquette╗ Ц лярлык, этикетка╗) Ц это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий; поведение в общественных местах, манеры и одежда). Педантичное следование правилам этикета не делает общение высоко культурным. Все внешние формы, способы общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению.

Другим базовым понятием нашего исследования выступает общение. лОбщенье╗ у В.И. Даля Ц это лсообщенье, сообщество, взаимное обращение╗; лобщаться╗ значит лприобщаться, соединяться, быть заодно, знаться, водиться, обращаться, дружиться╗ [6, С. 53].

Один из подходов к общению, имеющий на сегодняшний день достаточно широкое распространение, был развит Г.М. Андреевой [1],  и основан на вычленении в общении трех аспектов (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Структура общения

 

В соответствии с этим подходом, мы будем понимать общение как сложный процесс, включающий в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие, взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Общение Ц безусловный спутник человеческой истории и повседневной деятельности людей. С помощью общения осуществляется лперевод╗ объективного в субъективное, общественного в личностное, социального в индивидуальное и наоборот.

Рассмотрим научные взгляды на культуру общения общества.

В.М. Соковнин [19] акцентирует внимание на наличии в обществе социальной программы общения, которая создается в двух основных формах: в форме интеллектуального продуцирования компетентными учреждениями и лицами нормативов и стандартов общения, заключаемых в декларации, программы, постановления, законы, инструкции и т.д.; и в форме стихийного продуцирования коллективным обыденным разумом форм этикета, общественных ритуалов, обрядов, коммуникативных этнических обычаев и т.п. При этом ученый определяет коммуникативную  норму как правило (императивное или рекомендательное) знакового поведения людей в коммуникативных ситуациях.

М.А. Чернышева [21] под культурой общения в широком смысле понимает совокупность норм, способов, форм взаимодействий людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. Автор замечает, что культура общения несет на себе печать национального своеобразия того или иного народа. Ее проявление определяется неповторимостью исторического развития народа, национальными традициями, особенностями жизни общества на каждом этапе его развития. В узком смысле культура общения Ц это степень владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в конкретном обществе.

О.И. Даниленко [7], характеризуя особенности общения определенной социо-культурной группы, также использует понятие лкультура общения╗, под которой понимает специфически человеческие способы поведения, обеспечивающие протекание процесса общения между людьми. В широком смысле, по представлению автора,  к культуре общения относятся фактически все принятые в той или иной культурной общности способы выразить мысль и чувство, отношение к другому человеку или самому себе: слова, организованные в речь, ее динамические характеристики, интонации; выражение лица; поза; жесты, оформление внешности и т.п.,  которые обеспечивают возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Как мы видим, здесь заложена идея о культуре как образе жизни общности, имеющая распространение в антропологии. При таком подходе культура общения выступает как совокупность общих, стандартизированных, социально-наследуемых форм общения. К ним автор относит и инвективы Ц бранные слова и выражения. В узком смысле, с точки зрения исследователя,  культура общения включает в себя только те формы поведения, которые соответствуют моральным нормам, эстетическим представлениям и привычным ожиданиям.

Е.П. Савруцкая обращает внимание не только на поведенческий аспект культуры общения, но и на внутренний Ц духовный. По ее мнению, культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми. Культура общения лпредполагает соответствующие определенной исторической эпохе духовные качества людей, а реализуется она в общественной деятельности индивидов, их конкретных делах и поступках╗ [18, С. 48]. Автор указывает на то, что  важнейшим аспектом культуры общения является формирование типового общения, которое обеспечивает однонаправленность мыслей, чувств поведения индивидов в обществе. Люди в процессе исторического развития создали большое количество средств достижения типизации общения. Язык, произведения искусства, традиции, обычаи, обряды, этикеты, игры и т.п. Ц все они в совокупности своей, прямо или косвенно типизируют межличностное общение, формируют духовные и физические качества, превращают их в массовые привычки.

Итак, культура общения как социальное явление понимается исследователями по-разному, но все они отмечают самую главную черту данного феномена Ц его нормативность. Социальные нормы Ц это лправила поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц╗ [13, С. 131]. Благодаря появлению этих правил общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. И, как отмечает Е.М. Пеньков [14], эти образцы поведения необходимы не только обществу, но и самой личности, более того, их возникновение стало возможным благодаря осознанию человеком своего отношения к другим людям, к социальной общности. Следовательно, социальная жизнь невозможна без нормативности общения.

 И.А. Стернин [20] для обозначения совокупности норм и традиций общения народа использует понятие лкоммуникативное поведение╗. Вербальное коммуникативное поведение представляет собой совокупность правил и традиций речевого общения в определенных условиях. Невербальное коммуникативное поведение Ц  это совокупность правил и традиций, регламентирующих ситуативные условия общения, физические действия и контакты общающихся, а также мимику и жесты, сопровождающие общение и необходимые для его осуществления.

Нами уже был отмечен повышенный интерес ученых к проблемам общения. Такие науки как философия, психология, культурология, социология, лингвистика, педагогика и др. постепенно расширяют объем знаний в сфере человеческих взаимоотношений, коммуникации, общения в целом. Но, в приведенных выше подходах к определению сущности культуры общения общества, столь значительный факт упускается.

Резюмируя, можно отметить, что, с одной стороны, культура общения общества Ц это степень развития духовных богатств общества в сфере человеческих взаимоотношений: гуманистических принципов и ценностей, этических и этикетных норм, системы знаний в области общения (рис. 2), определенный уровень овладения ими, и степень их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Духовные богатства общества в сфере общения

 

В процессе овладения духовным богатством общества в сфере человеческого общения происходит превращение внешних форм регулирования поведения человека во внутренние Ц требования общества становятся знаниями, убеждениями, потребностями, привычками, которые в единстве с эмоционально-волевыми качествами являются мотивами поведения человека, выступают в роли самооценки, самоконтроля, обеспечивая единство общественных требований и поведения человека.

В связи с этим особый интерес представляет изучение культуры общения личности и все, что связано с этой проблемой.

Мы рассматриваем культуру общения личности как сложное личностное образование, характеризующееся степенью усвоения, принятия, применения и обогащения  личностью духовных богатств общества в сфере общения (ценностей, норм, научных знаний). Здесь просматривается единство духовной и поведенческой составляющих культуры общения человека.

Духовная составляющая культуры общения личности включает в себя ее отношение к культуре общения общества Ц социальным духовным богатствам общества Ц морали, этикету, знаниям. Поведенческая Ц характеризует реальное поведение личности в общении с людьми. Усвоение норм составляет важную, но не определяющую общественного поведения личности. Нередко нарушения норм общения сочетаются с хорошим знанием нормативных правил. На это обращают внимание многие исследователи и, несмотря на наличие многосторонности в понимании сущности рассматриваемой культуры выделяют схожие ее компоненты:

- ценностный Ц характеризующий  значимость для личности норм и ценностей гуманистического общения;

- когнитивный компонент, представляющий собой знания и умения личности в области  общения;

 - поведенческий, характеризующий реализацию  ценностей,  норм  и правил в ситуациях повседневного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Элементы культуры общения личности

 

Только гармоничное сочетание представленных в структуре культуры общения элементов обеспечивает ее действенное функционирование.  Следовательно, культура общения, это Ц не просто способности, или совокупность знаний и умений, или простое следование нормам этикета. Это личностное образование характеризует, в первую очередь, значение для личности накопленных обществом духовных богатств в сфере общения, которая отражается в личностно-значимом элементе культуры общения человека и находит свое выражение в желаниях, интересах, идеалах, ценностных ориентациях, убеждениях личности. Информация о ценности культуры общения, ее функциях, нормах  может вызывать как положительное так и отрицательное эмоционально-рациональное отношение к ней личности. В случае признания у человека появляется желание культурно общаться, формируется интерес к нормам и ценностям общения, складывается убеждение в необходимости следования культурным нормам во взаимоотношениях с другими людьми, вырисовывается цель-идеал высоко культурно-общающегося человека.

Отсутствие осознания полезности культуры общения как ценности приводит к тому, что индивид, если и следует культурным нормам общения, то делает это вопреки своему влечению и интересам. Личность в этом случае лсклоняется перед нормой, но не возвышается до нее╗ [17, С. 107]. Только когда общественно-значимое становится личностно значимым, осуществление культурных поступков является не просто долгом, но и потребностью. Таким образом, рассматриваемый нами компонент культуры общения характеризует не просто значение последней для личности, но и ее мотивацию к  культурному взаимодействию.

Когнитивный элемент составляют знания в области общих положений о культуре общения, этики, этикета, психологии общения.

Поведенческий элемент культуры общения личности характеризует реализацию  усвоенных ценностей,  норм, знаний на практике, в ситуациях повседневного общения, включает в себя умения культурного взаимодействия, рефлексию культурной стороны общения,  ее коррекцию, творческое отношение к общению. В случае отсутствия данного компонента, когда полученная извне информация  хранится во внутреннем багаже знаний личности и не используется ею в жизни, культура общения теряет всякий смысл. 

В процессе усвоения  культуры общения социума происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе интернализованного опыта общения. Таким образом, в соответствии со структурой личности, личностная форма культуры общения, прежде всего, затрагивает опыт личности (знания, умения, привычки) и ее направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения). Социальные ценности культуры общения лпереходят╗ в структуру направленности личности, а накопленные человечеством и конкретным народом знания Ц в личностный опыт.

Рассмотрим функции культуры общения личности.

И.Ф. Петровой [15] предлагается следующая иерархия основных функций культуры общения личности:

- ценностная, предоставляющая личности возможность выбора ценностей, соответствующих ее потребностям, интересам и идеалам;

- познавательная, состоящая в познании самого себя через познание другого человека;

- регулятивно-нормативная, осуществляемая через систему правовых, нравственно-этических норм и требований общества, традиций и обычаев;

- информативная, обеспечивающая сохранение и передачу социального опыта, а также организацию совместной деятельности;

- семиотическая, представляющая накопленный человечеством культурный опыт в виде определенных знаков и способствующая приобщению личности к культуре своего времени;

- социально-психологическая, направленная на создание в общении оптимальных с психологической точки зрения условий.

Культура общения является одной из сторон базовой культуры личности, которая в свою очередь представляет собой комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций и т.д.), позволяющий жить человеку в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. Культура общения Ц это важнейшее условие удовлетворения индивидом отношениями с окружающими и жизнью в целом, необходимая предпосылка эффективной трудовой деятельности, одно из непременных условий психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития личности.

Как уже было отмечено, культура общения личности рассмотренная в  своем предметном бытии характеризует некий результат лвхождения╗ отдельно взятой личности в мир культурных человеческих взаимодействий. Однако мы не можем считать данную характеристику личности итоговой. Период усвоения культуры не имеет каких-либо возрастных или временных границ, продолжается всю жизнь и никогда не завершается. Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен.

Развитие человека, в том числе его культурное развитие, идет в направлении совершенствования личностных качеств, обеспечивающих возможность существования личности как индивидуальности и как единицы общества. Через присвоение ценностей и норм общения происходит развитие культуры общения личности.

Уже в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет), когда ребенок только начинает входить в мир социальных отношений, он постепенно овладевает нормами поведения, осваивает первоначальную идентификацию взаимодействия людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду.

Особенно заметно развитие культуры общения происходит в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет). Ребенок учится позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

Младший школьник знает обязанности и понимает их значение, может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом, может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях, учится сопереживанию, состраданию, сочувствию и сорадости  другому.

Отрочество (от 11-12 до 14-15 лет) Ц период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками, легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.

Рассмотрение некоторых возрастных новообразований позволяет нам сделать вывод о том, что культура общения личности Ц это динамическая развивающаяся система. В течение жизни может происходить процесс изменения, перехода культуры общения из одного состояния в другое, более совершенное, от низкого уровня ее развития к высшему.

Кроме того, культура общения приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и т.д.), объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т.п., личность преподавателя, приемы и методы преподавания);
Так, например, И.А. Стернин [20] в качестве осложняющего фактора в формировании норм культурного общения называет специфику российского менталитета, и в частности то, что многие нормы культуры речи и культуры поведения осознаются русским сознанием как искусственные, надуманные, противостоящие искренности как важнейшему национальному качеству поведения. Считается, что соблюдение вежливости может быть излишним, это лцеремонии╗, лусловности╗, отражение неискренности в поведении. 
 Как динамическая система, культура общения личности может управляться, причем, как бессознательно, так и осознанно, как силами самой личности, так и с помощью косвенного управления (создания определенных условий, обеспечивающих культурное общение) и прямого управления (формирования преподавателем, психологом знаний и  умений культурного общения).

На уровне интраиндивидного управления процессом общения личность может изменять, преобразовывать себя и достигать определенного уровня саморазвития.

Культура общения может выступать не только как уровневая характеристика общения, но и как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. В соответствии с этим, мы можем говорить о коммуникативной, перцептивной и интерактивной культуре общения человека. В качестве отдельного рассмотрения нуждаются также эмоциональная и нравственная культуры общения личности. Это связано с большим значением эмоционального и нравственного лклимата╗ для человеческого общения.

В итоге, культура общения личности может быть представлена тесно взаимосвязанными между собой отдельными ее видовыми компонентами (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Видовые компоненты культуры общения личности

 

Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры общения личности, является, на наш взгляд, нравственная культура общения Ц уровень усвоения, применения и обогащения человеком  моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.

Уровень нравственного общения Ц это высший уровень субъект-субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному. Подобные взгляды можно встретить у представителей экзистенциально-феноменологической парадигмы исследования общения. Так, например, К. Ясперс убежден в том, что к человеку нельзя подходить как к объекту своих устремлений. По мнению философа, процесс общения есть любящая борьба, ее завершение не означает победу одного над другим, но только взаимную самореализацию. Отсюда, здесь не может быть лсекретного оружия╗ и  лзасад╗ [16].

Для человека с развитой нравственной культурой общения само общение выступает как  духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и самости. Доктор филологических наук Т.П. Григорьева утверждает: лДиалог, как и единение, необходим людям созидания и света, чтобы противостоять силам разрушения и тьмы╗ [8, С. 9].

Главным принципом нравственной культуры общения должна быть толерантность (терпимость) Ц комплексное качество личности, состоящее в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения к лдругому╗ в ходе общения, способности видеть в лдругом╗ полноценную личность, способности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта [10, С. 12].

Схожая мысль содержится во взглядах В.С. Библера, который твердо уверен в том, что мышление и бытие другого человека должно быть лтерпимо╗ (лживи и давай жить другим╗), луглублено в меня╗, ведь оно Ц это иное мышление, иное сознание. Без этого внутреннего лмикросоциума╗ общение с другими людьми окажется безнравственным. лЯ буду другого или убеждать, или переводить в свою веру, или что-то внушать╗ [21,  С. 8].

Толерантность рождает взаимное понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, психологической лпритирке╗ характеров.  Проявления доброжелательности, равнодушия или зловредности зависят от степени готовности личности следовать морали, обусловлены ее гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья. В нравственном общении выражается признание самоценной значимости человека, в нем как в зеркале отражается достигнутый уровень личностной культуры.

Степень интернализации индивидом социального опыта коммуникации отражается в понятии лкоммуникативная культура личности╗.

Слово  лкоммуникация╗ (от лат. communicatio) в переводе означает лделать общим, связывать, общаться╗, и в одном из значений, представленных в толковом словаре, выступает как лакт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц╗ [5,  С. 378]. В психологии коммуникация Ц это процесс обмена информацией: представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и пр.; в  этом процессе, человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент) постоянно меняются местами.

Такое понимание коммуникации и рассмотрение ее как отдельной стороны общения отводит нас от подхода некоторых исследователей, представляющих понятия  лкоммуникация╗ и лобщение╗, лкоммуникативная культура╗ и лкультура общения╗ синонимами.

На основе этих и других положений делаем вывод о том, что коммуникативная культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных коммуникаций.

Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.

Речь Ч это деятельность общения Ч выражения, воздействия, сообщения Ч посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, пе­реживаний) для другого, служащая средством общения с ним,  форма обобщен­ного отражения действительности [17].

Высокий уровень речевой культуры Ц неотъемлемая черта культурного человека. По речи судят об уровне культуры личности и всего общества. Культура речи затрагивает не только процесс создания речи (говорение, письмо), но и ее восприятие (слушание, чтение).

Для того, чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения.

При этом необходимо иметь в виду, что в теории коммуникации существуют два вида коммуникативного процесса: аксиальный, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям и ретиальный, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Поэтому, культура речи тесно связана с ораторским искусством, умением выступать на публике, интерес к которому возник еще в Древней Греции.

Определяем, что речевая культура  личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации.

Речь сопровождается действиями Ц жестами, мимикой. Поэтому речевая культура дополняется культурой невербальной коммуникации. Этот вид коммуникации, также широко привлекающий к себе внимание, включает жесты, мимику, пантомимику, качество голоса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз, других вкраплений, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.

Под культурой невербальной коммуникации личности мы понимаем личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и  соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия невербальной информации, а также использования и обогащения знаний, обеспечивающих успешность применения и понимания средств невербальной коммуникации Ц жестов, мимики, пантомимики, качества голоса, его диапазона, тональности и др. в повседневной практике общения.

В свою очередь, мимика, пантомимика, лвокальная мимика╗ являются проявлениями испытываемых человеком эмоций. Эмоции Ц особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами (переживания радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха, гнева и др.).

Эмоциональное поведение личности опосредовано и регламентировано: с одной стороны Ц общественными нормами и условностями, а с другой стороны Ц соображениями целесообразности. Поэтому человеку почти всегда приходится строго контролировать себя: где, как и, какие эмоции уместно проявлять. лЕсли стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, то уме­ние регулировать их проявление необходимо╗, Ц отмечал С.Л. Рубинштейн [17, C. 452].

Эта мысль содержится и в русской народной мудрости: лЯзык держи, а сердце в кулак сожми╗, лКто гнев свой одолевает Ц тот крепок бывает╗, лГосподин гневу своему Ц господин всему╗.

Следовательно, эмоциональная культура общения личности Ц это   личностное образование, характеризующееся уровнем признания, усвоения и соблюдения норм национального эмоционального поведения, овладения механизмами управления собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с другими людьми.

Эмоциональная культура общения личности характеризует адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров.

Эмоциональное отношение к другому человеку возникает в процессе его восприятия и познания. Процесс восприятия человека человеком получил название перцептивной стороны общения.  Этот аспект общения имеет большое значение в установлении взаимопонимания между участниками общения.

Создание чувственного образа человека, познание его убеждений, потребностей, характера происходят, прежде всего, по внешним признакам. Во-первых, воспринимается физический облик человека Ц тип сложения, половой возраст и расовые особенности, мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь, поза и др. Во-вторых Ц одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки внешнего лоформления╗ облика человека, которые оцениваются, как правило, окружающими с позиций,  усвоенных ими этико-эстетических норм [3].

Основными механизмами восприятия человека человеком являются: идентификация Ц отождествление себя с другим; рефлексия Ц осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению.

Идентификация связана с эмпатией Ц способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли, чувства. Эмпатия есть аффективное лпонимание╗ [1].

С другой стороны, важно осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это явление называется рефлексией [1]. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение.

На первый взгляд кажется неправомерным вопрос о лкультурности╗ восприятия, поскольку оно является сложным психическим процессом, синтезом ощущений, результатом непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.

Вместе с тем, стремление понять позицию другого человека предполагает наличие гуманистической установки на партнеров по общению, потому что другой Ц это ценность, лв нем заключен весь мир человеческой культуры, только посредством другого каждый может быть включен в социальное целое╗.

В содержательном аспекте для перцептивной культуры личности важны знания этико-эстетических норм оформления внешности, основ психологии восприятия человека человеком. От умений воспринимать любую информацию от партнера по общению Ц вербальную и невербальную  зависит успешность коммуникации степень взаимопонимания между общающимися людьми.

Опираясь на ранее изученные положения, мы определяем  перцептивную культура  личности как личностное образование, характеризующееся уровнем  усвоения и соблюдения в повседневном общении этико-эстетических норм оформления внешности, применения и  расширения знаний в области эффективного восприятия человека человеком.

От уровня перцептивной культуры личности зависит не только эффективность коммуникации, но и взаимодействия между людьми. Взаимодействие или интерактивная сторона общения Ц это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей [1].

С точки зрения А.В. Петровского [12], межличностное взаимодействие Ц это последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение Б, вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

Единый акт взаимодействия включает в себя позиции участников, ситуацию, стиль действий. Совпадение позиций  участников взаимодействия является первым показателем его эффективности. Вторым Ц адекватное понимание ситуации. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Это могут быть официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).

Третьим показателем эффективности взаимодействия является адекватный стиль действия в конкретной ситуации. Он может быть ритуальным, манипулятивным, гуманистическим [11] и др. Ритуальный стиль проявляется в исполнении обыденных ритуалов, таких, как приветствие, встреча, прощание, взаимодействия на некоторых официальных церемониях. Это требует знания норм поведения в таких ситуациях, предписываемых этикетом и этикой общения.

В зависимости от отношения партнеров по общению, их значимости друг для друга взаимодействие может протекать на различных уровнях. Например, на уровне манипулирования один партнер рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту своей деятельности, а на уровне правового общения субъекты признают право на существование проектов деятельности друг друга, пытаются согласовать их и вырабатывают обязательные для взаимодействия сторон нормы такого согласования.

В.В. Бойко [4] описывает коммуникативный стиль личности, под которым понимает совокупность привычных для нее способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия Ц в беседах, переговорах, дискуссиях, спорах, а также в различных ситуациях взаимодействия.

На основе представленных положений определяем интерактивную культуру общения личности как личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения этико-этикетных норм взаимодействия, применения и степень обогащения знаний в области эффективного взаимодействия в повседневной практике общения.

Все выше изложенные теоретические положения позволяют рассматривать культуру общения как системное образование, выступающее  неотъемлемым компонентом социальной и личностной культуры.

 

Список литературы:

1.     Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева. Ц М. : Аспект Пресс, 2001. Ц 378 с.

2.     Библер, В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах) [Текст] / В.С. Библер. Ц М. : Знание, 1990. Ц 64 с.

3.     Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. Ц М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. Ц 200 с.

4.     Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. Ц М. : Филинъ, 1996. Ц 472 с.

5.     Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст]. Ц М. : Рус. Словари, Астрель, АСТ, 2003. Ц 958 с.

6.     Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. Ц М. : Рус. яз., 1978. Ц Т. 2. Ц 234 с.

7.     Даниленко, О.И. Культура общения и ее воспитание: учеб. пособие [Текст]  / О.И. Даниленко. Ц Л. : ЛГИК, 1989. Ц 98 с.

8.     Диалог и коммуникация Ц философские проблемы [Текст] // Вопросы философии. Ц 1989. Ц № 7. Ц С.3-27.

9.     Коган, Л.Н. Социологический аспект изучения культуры [Текст] / Л.Н. Коган // Социологические исследования. Ц 1976. Ц № 1 Ц С. 55-68.

10. Комогоров, П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дисЕ  канд. пед. наук : 13. 00.01 [Текст] / П.Ф. Комогоров. Ц Курган, 2000. Ц 21 с.

11. Крижанская, Ю.С. Грамматика общения [Текст] / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. Ц Л. : Изд-во Ленингр. Ун-та, 1990. Ц 208 с.

12. Общая психология [Текст] / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко [и др.]; ред. А.В. Петровский. Ц М. : Просвещение, 1986. Ц 464 с.

13. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. Ц СПб. : 1999. Ц 592 с.

14. Пеньков, Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение [Текст] / Е.М. Пеньков. Ц М. : Высш. шк., 1990. Ц 176 с.

15. Петрова, И.Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты): Автореф. дисЕ канд. филос. наук  [Текст] / И.Ф. Петрова. Ц Уфа, 2003. Ц 19 с.

16. Резаев, А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии [Текст] / А.В. Резаев. Ц СПб. : Изд о С.-Петерб. ун-та, 1993. Ц 212 с.

17. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. Ц М. : Педагогика, 1973. Ц 424 с.

18. Савруцкая, Е.П. Социалистический образ жизни и культура общения [Текст] / Е.П. Савруцкая. Ц Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1986. Ц 128 с.

19. Соковнин, В.М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа) [Текст] / В.М. Соковнин. Ц Фрунзе: МЕКТЕП, 1973. Ц 234 с.

20. Стернин, И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования [Текст] / И.А. Стернин // Русское и финское коммуникативное поведение. Ц Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. Ц С. 4-20.

21. Чернышева, М.А. Культура общения [Текст] / М.А. Чернышева Ц Л. : Знание, 1983. Ц 32 с.

 

 

 

Hosted by uCoz